Гигрофор поздний, гигрофор бурый (Hygrophorus hypothejus)
фото Егерь материал из интернета
Шляпка:
2-5 см в диаметре, у молодых грибов плоская или слабовыпуклая, с подвернутыми краями, с возрастом приобретает воронковидную форму с характерным небольшим бугорком в центре. Цвет желто-коричневый, часто с оливковым оттенком (особенно у молодых, хорошо увлажненных экземпляров), поверхность очень слизистая, гладкая. Мякоть шляпки мягкая, беловатая, без особого запаха и вкуса.
Пластинки:
Желтоватые, довольно редкие, вильчатые, глубоко нисходящие по ножке.
Споровый порошок:
Белый.
Ножка:
Длинная и относительно тонкая (высота 4-10 см, толщина 0,5 — 1 см), цилиндрическая, нередко извилистая, цельная, желтоватая, с более или менее слизистой поверхностью.
Распространение:
Гигрофор бурый встречается с середины сентября и до глубокой осени, не боясь заморозков и первого снега, в хвойных и смешанных лесах, соседствуя с сосной. Часто растет во мхах, скрываясь в них по самую шляпку; в удачное время может плодоносить большими группами.
Сходные виды:
Из широко распространенных видов гигрофор бело-оливковый, Hygrophorus olivaceoalbus, немного похож на Hygrophorus hypothejus, но у него характерная полосатая нога. Сколько на самом деле существует мелких поздних гигрофоров, вряд ли кто-нибудь знает.
Съедобность:
Гигрофор бурый — вполне съедобный, невзирая на маленькие размеры, гриб;
особое время плодоношения придает ему большую ценность в глазах заготовителей.
Замечания
Чем обратил на себя внимание этот маленький, но славный гигрофор, так это тем, что он, кажется, вовсе не против того, чтобы его собирали. Судите сами. Во-первых, он мал собой, растет глубоко во мхах, но его почему-то прекрасно видно, в том числе издали. А во-вторых, он безо всякого труда отделяется от основы вместе с длинной извилистой ножкой, но без дальнейших последствий, словно кто-то его аккуратно отсоединил от грибницы там, внутри. Приятно видеть гриб, настолько открытый к сотрудничеству; остается лишь надеяться, что открытость эта искренняя и бескорыстная, и что никому в итоге не придется сожалеть.